ВТОРОЙ ФРОНТ. Чиновники и предприниматели Украины: кто кого

Стимулировать, развивать, поддерживать, способствовать – эти слова находятся в активном словаре полисимейкеров большинства стран мира. Украина не исключение.

Политики, чиновники, выгодополучатели госзакупок, госпрограмм и управления ресурсами делают всё, чтобы остаться у рычагов управления/распределения десятков миллиардов долларов.

Несмотря на оглушительные провалы промышленной политики, импортозамещения, стимулирования инвестиций, обеспечения инновационного развития, они продолжают успешно компостировать людям мозги. Ставка делается на короткую историческую память, экономическое невежество и страх перед будущим.

Нужна промышленная модернизация? – Политики/Чиновники/Технократы готовы указать сектора и даже конкретные предприятия для канализации в них денег налогоплательщиков.

Нужно поддержать отечественного производителя? – Политики/ Чиновники/ Технократы готовы предоставить списки самых лучших, проверенных перспективных субъектов – для направления в них денег налогоплательщиков.

Требуется внедрить новые технологии и обеспечить социальную защиту населения? – Политики/ Чиновники/ Технократы готовы предоставить списки самых прорывных технологий, самых прибыльных патентов и лучшие площадки для их коммерциализации – разумеется, на деньги налогоплательщиков.

Следует диверсифицировать производство, сделать его «зелёным», европейским или гендерного нейтральным? – Политики/ Чиновники/ Технократы готовы разработать схемы, модели на все случаи жизни – конечно же, на деньги налогоплательщиков.

Необходим укрепить энергетическую безопасность, инфраструктурную устойчивость, экологическую привлекательность? – Политики/ Чиновники/ Технократы предлагают всё и сразу, любой каприз – понятное дело, на деньги налогоплательщиков.

В отличие от своего коллеги из демократической страны с качественными институтами защиты прав собственности и обеспечения принципа верховенства права украинский чиновник больше склонен к работе на свои личные интересы.

Исторический выбор: чиновник или предприниматель

Сегодня украинский чиновник охвачен завиральной идеей интеграции страны в Европейский Союз. Процесс длительный. Процедуры сложные. Трансформации глубокие. Ресурсы огромные. Дискреция чиновника широкая.

Шансы увеличить свои материальные и нематериальные активы значительные. Львиная доля проектов по распределению денег/ресурсов налогоплательщиков будет объясняться главной идеологемой – это надо для интеграции Украины в ЕС. Этим будут прикрываться самые разные проекты во время войны.

Правительство страны (в широком смысле слова полиси- и дисижнмейкеры, которые формулируют и формируют экономическую политику Украины) уже сегодня заявляет о секторальных приоритетах, о государственной модернизации промышленности сверху, в режиме госпланирования.

Чиновник предполагает, что украинский предприниматель самостоятельно, без его ведущей и направляющей роли, не в состоянии решить, что, где создавать, какой бизнес развивать, откуда брать капитал, в каком режиме лучше конкурировать в Евросоюзе.

Такая позиция чиновника – грубая ошибка в оценке предпринимательского капитала Украины. За 30+ лет власти полностью провалили свою работу. Не построены качественные институты защиты прав собственности. Слабо работает принцип верховенства права. Крайне токсична регуляторная среда.

Налоговая система тормозит экономику. Денежно-кредитная политика благоволит крупным банкам и выгодополучателям от инфляции и финансового протекционизма. Эрозия здравоохранения и образования принимает угрожающие размеры. Пенсионное обеспечение стало для пожилых людей мучением.

Украинский предприниматель за 30+ лет создал мощную сеть производства товаров и услуг. В стране есть качественный предпринимательский капитал разного размера, во всех секторах, как региональный, так и с присутствием на мировом рынке, как сырьевой, так и высокотехнологический.

Украинский чиновник пытается оправдать свою модель для будущего страны требованиями интеграции в Евросоюз. Мол, Большое государство – это стандарт Евросоюза. Это откровенная ложь. Принятие тамошних стандартов – это не легализация государства всеобщего интервенционизма. При желании чиновника это там может быть, но императив «свобода перемещения денег, товаров, услуг и рабочей силы» может заложить страновой фундамент свободы и частной собственности.

Уроки стран Центральной и Восточной Европы

Проанализируем один из аспектов структурных, институциональных реформ, проводимых в ряде европейских, азиатских и латиноамериканских стран.

Из множества аспектов сконцентрируемся на динамике ВВП, экспорте и его структуре в период 2005-22гг. Это достаточно продолжительный период, чтобы сделать выводы относительно эффективности, перспективности той или иной модели модернизации. Посмотрим на страны Центральной и Восточной Европы, которые после распада СССР взяли курс на интеграцию в Евросоюз.

Чехия – одна из самых успешных стран. Она провела такие системные реформы, что уже в 2005г. имела ВВП на душу населения $13 447, что почти в 3 раза больше, чем в Украине в 2022г. и в 7 раз больше, чем в 2005г.

Напомним, что в конце 1980-х – начале 1990-х Чехия и Украина имели примерно одинаковые стартовые условия, а по наличию ресурсов последняя была на голову лучше.

Период 1992-2005гг. чешские элиты использовали для структурных реформ, а украинские превратили страну в территорию для личного шкурного обогащения.

В 1995г. Чехия в Индексе экономической свободы была на 62-м месте, в 2005г. – на 52-м, в 2021г. – на 17-м. В период 2005-22г. ВВП страны в долларовом выражении вырос в 2,4 раза, экспорт товаров – в 3,1 раза. Экспорт на душу населения вплотную приблизился к престижной зоне $20 тыс.

При этом структура товарного экспорта по агрегированным группам осталось практические неизменной. В 2005г. доля сельхозтоваров в экспорте Чехии составляла 5,5%, а в 2022г. – 6,1%, или почти $15 млрд.

Доля промышленных товаров в 2005г. была 89%, а 2022г. – 89,2%. Конечно, меняется товарное наполнение экспорта, но правительство в ручном режиме не определяет его структуру, не переходит в режим госплана.

Местные предприниматели умело интегрировались в европейские и мировые рынки, пользуясь плодами качественной работы своих политиков/чиновников. Интеграция Чехии в Евросоюз лишь в минимальной степени затрагивала чувствительный для Европы рынок сельхозтоваров. Чехия – явно не аграрная страна.

Примерно такая же картина сложилась по Словакии, с гораздо большими трудностями попрощавшейся с социалистическим наследием, но с конца 1990-х принявшейся навёрстывать упущенное.

С 2005 по 2022г. страна увеличила ВВП в 2,4 раза, товарный экспорт – в 3,4 раза. Экспорт товаров и услуг на душу населения в 2022г. составил $19,2 тыс.

Безусловно, показательный страновой успех. Словакия в 2005г. уже была на 32-м месте в Индексе экономической свободы, в 2021г. – на 41-м. Словаки сократили долю сельхозтоваров в экспорте с 5,8% в 2005г. до 5% в 2022г., а вот доля промышленных товаров увеличилась с 83,6 до 89,3%.

Словаки сумели привлечь инвесторов для модернизации старой и создания новой промышленной базы. Это не был совковый госплан и подгонка под бюрократические точки роста. Работали классические рыночные институты и механизмы. В ручном режиме никто структуру экономику не менял.

Венгрия одна из первых в начале 1990-х поняла важность модернизации за счёт иностранных инвестиций. К вступлению в ЕС она пришла в хорошей макроэкономической форме, хотя и с явно увеличенным размером государства.

Это и стало основным фактором торможения экономического роста. В период 2005-22гг. ВВП страны вырос только на 54,3%, экспорт же вырос в 2,4 раза. Продолжили работать те инвестиции, которые зашли в страну раньше.

Структурно экономика практические не изменилась. В 2005г. доля сельхозтоваров в экспорте достигала 7,7%, в 2022г. – 8,9%, промышленных товаров – 87,1 и 83,5% соответственно.

Опять же венгерские $13,5 млрд. сельхозэкспорта в 2022г., тем более $4,8 млрд. в 2005г. – это небольшая сумма для ёмкого европейского рынка. Поэтому при вступлении в ЕС в середине 2000-х больших проблем по согласованию этой товарной группы не было.

Другое дело Польша, увеличившая ВВП в период 2005-22г. в 2,3 раза, экспорт товаров – в 4 раза. Экспорт товаров на душу населения вплотную приблизился к $10 тыс.

Поляки сумели стать крупным игроком на рынке сельхозпродукции Евросоюза. Доля этих товаров в экспорте выросла с 10,8% в 2005г. до 13,9% в 2022г. Причём сельхозэкспорт в 2022г. составил внушительные $50,1 млрд.

Доля промышленных товаров практические не изменилась. В 2005г. она была 79,6%, в 2022г. – 80,1%.

Польша, несомненно, выиграла от интеграции в Евросоюз, но сейчас, как один из основных бенефициаров сельскохозяйственной и региональной политики, она чутко следит за ходом переговоров по расширению ЕС и жёстко отстаивает свои интересы.

Особый кейс в Европе – Румыния, вступившая в ЕС в 2007г. До этого её экономическая модель и система госуправления были очень похожими на украинскую.

За последние 20 лет страна резко подняла уровень экономической свободы, укрепила институты для обеспечения верховенства права и защиты частной собственности.

Результат не заставил себя долго ждать. Некогда аутсайдер Европы, которого все пинали за коррупцию, стал быстро подтягиваться к лидерам. С 2005 по 2022г. Румыния увеличила ВВП в 3,1 раза. Товарный экспорт за это время увеличился в 3,5 раза.

Отметим существенный структурный сдвиг. В 2005г. доля сельхозтоваров в экспорте Румынии составляла только 5,3%, а в 2022г. уже 14,2%.

В 2022г. Румыния продала за рубеж сельхозтоваров почти на $14 млрд. и стала бенефициаром сельхозполитики ЕС.

В 2005г. страна занимала 82-е место в Индексе экономической свободы, а в 2021г. – 27-е.

Отметим безусловный аграрный успех Литвы: в 2005г. её экспорт составлял $1,9 млрд., а в 2022г. – $9,1 млрд., или в 4,8 раза больше. За этот период литовцы сумели увеличить объём экспорта товаров и услуг на душу населения с $7432 до $18 174.

В аналогичной ситуации находится Латвия. Ещё большую глубину интеграции в ЕС, ориентацию на экономическую свободу показывает Эстония.

В 2005г. Латвия и Литва были на 22-м месте в рейтинге экономической свободы, Эстония – на 8-м.

В 2021г. Эстония и Литва разделили 12-е место, Латвия заняла 25-е.

Пребывание в Топ-30 стран по индексам экономической свободы, верховенства права и защиты прав собственности в течение 15–20 лет гарантирует страновой успех.

При этом чиновник качественно выполнял свою работу (защита свободы и собственности), не вмешиваясь в решения инвесторов и производителей. Изменения в структуре экономики (внутреннее производство) и экспорте страны являются следствиями адаптации к внутренним и внешним условиям коммерческой деятельности.

Уроки для Украины

  1. Диверсификация экономики, обеспечение быстрого, устойчивого роста экспорта возможны только в рамках модели предпринимательского развития. Чиновник во главе экономики – это олигархат, стагнация, коррупция и превращение страны в сырьевой придаток.
  2. Ни одна страна не проиграла, не деградировала после вступления в ЕС, если делала ставку на качественные институты права, экономическую свободу и предпринимателя в экономике.
  3. Ни одна успешная страна в плане развития экспорта, его диверсификации по товарам, услугам и географии поставок не работала в режиме госплана, номенклатурного выделения «точек роста» или импортозамещения.
  4. Путь от сырьевого (сельхоз -, энергетические товары) экспорта на ограниченные рынки к высокотехнологичному устойчивому экспорту по всему миру в рамках глобальных и региональных цепочек ценности для бедной, институциональной слабой страны лежит через: качественные институты реализации принципа верховенства права; гарантии прав собственности, экономическую свободу, конкурентную налоговую и регуляторную системы, макроэкономическую стабильность.
  5. Жёсткое ограничение полномочий и дискреции чиновника в сфере коммерческой деятельности.
  6. Адаптация норм и стандартов открытой, свободной международной торговли.
close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.