НЕ ЗЕВАТЬ ПО СТОРОНАМ. Новые данные по мировой торговле

Согласно свежему докладу Всемирной торговой организации, по сравнению с 2021г. экспорт товаров в мире вырос на ~$2,6 трлн., импорт – на ~$3 трлн. Длинные ряды исторических данных убедительно показывают положительную корреляцию между темпами экономического роста и темпами внешней торговли. В 2022г. экспорт товаров и услуг составил 31,9% ВВП мира.

Справка «НДГ». В 2022г. экспорт товаров в мире составил $24,93 трлн., импорт – $25,67 трлн. Экспорт услуг в мире достиг уровня $7,04 трлн., импорт – $6,51 трлн.

Если страна не имеет ёмкого внутреннего рынка, у неё очень мало шансов увеличивать своё благосостояние, не участвуя во внешней торговле. А для этого нужно научиться производить и предлагать то, что пользуется спросом в мире. Причём делать это в условиях острой международной конкуренции.

Если в стране нет или остро не хватает своих современных технологий, денег, пользующихся спросом товаров/услуг в мире, она для своего же блага обязана привлечь в страну тех, у кого они есть. Иначе она обрекает себя на хроническое прозябание, бегство талантов и лучшего предпринимательского капитала.

Те страны, которые создали для национальных и иностранных инвесторов благоприятные правовые, налоговые, финансовые, регуляторные условия, безусловно, выиграли. Они попали на радары бизнес-планов ТНК и компаний, которые занимают ключевое место в глобальных цепочках ценности.

Добились размещения у себя производств, которые заработали на внутренний и внешний рынки. Стали драйверами структурного и технологического обновления страны, сделав основной вклад в повышение производительности труда, доходности капитала, зарплаты работников и ресурсов государства.

Выделим шесть стран, которые вошли в эту группу:

1) Словакия: промышленные товары – 89,3% экспорта; на ЕС приходится 79,9% товарного экспорта; доля экспорта товаров и услуг – 93,3% ВВП; экспорт на душу населения – $19 209.

2) Чехия: промышленные товары в экспорте составляют 89,2%; доля товарного экспорта в ЕС – 81,5%; экспорт товаров и услуг составляет 71,2% ВВП; экспорт на душу населения – $18 262.

3) Венгрия: промышленные товары – 83,5% экспорта; на ЕС приходится 76,7% товарного экспорта; доля экспорта товаров и услуг – 85,8% ВВП; экспорт на душу населения составляет $14 885.

4) Польша: промышленные товары – 80,1% экспорта; на ЕС приходится 75,7% товарного экспорта; доля экспорта товаров и услуг – 56,3% ВВП; экспорт на душу населения – $9 771.

5) Южная Корея: промышленные товары – 87,9% экспорта; на ЕС и США приходится 26,1% товарного экспорта; доля экспорта товаров и услуг – 41,5% ВВП; экспорт на душу населения составляет $13 679.

6) Турция: промышленные товары – 76,8% экспорта; на ЕС и США приходится 48% товарного экспорта; доля экспорта товаров и услуг – 35,4% ВВП; экспорт на душу населения составляет $3 410.

Отметим ощутимую разницу между странами Центральной и Восточной Европы, которые вошли в Евросоюз, и Турцией, которая десятилетиями предпринимает безуспешные попытки.

Экспорт промышленных товаров этой страны составляет около $200 млрд. Это вполне приличный показатель, но если сравнить товарный экспорт на душу населения, то в Турции он в 3–6 раз больше, чем в новых странах Евросоюза.

Нет сомнений, что членство в ЕС существенно облегчило, удешевило и ускорило структурные реформы в странах бывшего социалистического блока. Венгры были одними из первых, кто впустил к себе иностранный капитал, создал особые режимы для его работы и ориентации на ЕС.

Чехия и Словакия последовали этому примеру, причём Словакия с опозданием, вызванным действиями правительства под руководством социалиста Владимира Мечьяра, совершила настоящую реиндустриализацию.

Польша подключилась позже, но последние 15 лет она явно навёрстывает упущенное. В 2022г. экспорт промышленных товаров Польши составил примерно $290 млрд.

Лидерство в мире по внешней торговле можно определять по-разному. Один подход – абсолютный объём экспорта и импорта товаров/услуг. В 2022г. мировым лидером по экспорту товаров стал Китай с показателем $3593,52 млрд. – это 14,4% мирового экспорта товаров. По импорту эта страна с показателем $2716,15 млрд. (10,58% мира) заняла 2-е место.

На 1-м первом месте по импорту товаров в мире оказались США с показателем $3375,82 млрд. (13,15% мира). По экспорту товаров американцы заняли 2-е место – $2064,28 млрд. (8,28% мира).

По экспорту коммерческих услуг США является мировым лидером – $900 млрд. (12,78% мира). На 2-м месте с большим отставанием Китай – $422,3 млрд. (6% мира). По импорту коммерческих услуг Америка также на 1-м месте – $671,4 млрд. (10,3% мира), на 3-м Китай – $461,5 млрд. (7,1% мира).

Между ними, на 2-м месте по экспорту услуг, оказалась Великобритания – $492,1 млрд. (6,99% мира); 3-е место в мире по экспорту и импорту товаров держит Германия: экспорт в 2022г. – $1657,6 млрд. (6,65% мира), импорт – $1570,75 млрд. (6,12% мира). Она также замкнула тройку призёров по импорту услуг – $457,6 млрд. (7,0% мира).

Есть ещё один способ определить успех той или иной страны во внешней торговле. Это показатель «экспорт товаров и услуг на душу населения». ВТО берёт среднегодовой показатель за 2020-22гг. По нему впереди планеты всей с большим отрывом Ирландия ($114,1 тыс. per capita) и Сингапур ($111,9 тыс.). Недалеко от них китайский Гонконг ($89,3 тыс.).

Швейцария и Нидерланды также среди мировых лидеров по данному показателю. Прекрасные показатели у Скандинавских стран. При этих географических особенностях они прекрасно интегрировались как в европейский, так и в мировой рынок. У Дании на ЕС приходится 47,5% экспорта товаров, у Финляндии – 54,8%, у Швеции – 52,8%.

Внешняя торговля в мире, 2022г.

 

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.