«Сидим мы в компании и начинаем меряться количеством уголовных дел, заблокированных счетов. Один говорит: «Два уголовных дела. Три месяца счёт заблокирован». Другой говорит: «У меня 32 уголовных дела»
«НАША СТРАНА ЗАРАЖЕНА МЕНТАМИ И БОЛЬШИМ ГОСУДАРСТВОМ». Диагностика экономики воюющей страны (часть II)
Состоявшийся на днях Киевский международный экономический форум 2023 (КМЭФ) «Цена свободы» не ответил на основной вопрос: какова цена свободы? После Форума не добавилось уверенности в том, что Украина хотя бы на шаг повернулась к этой самой свободе.
Для прорыва нужны другие кадры, настоящие учёные, наличие реальной, а не декларативной политической воли. Модель украинской экономики в её нынешнем состоянии, с её нынешними представителями экономического блока обрекает страну на нищету и деградацию населения. А вот перезарузка модели олигархат/схематоз уже осуществляется на наших глазах.
Бизнес как партнёр государства и носитель новых идей
Отдельные выступления представителей бизнеса на Форуме выглядели крайне эмоциональными, как крик о помощи. Были и такие, которые подыгрывали властям. Отдельная категория – это критика власти и нынешней экономической модели, но предложения сводятся не к переходу в режим свободного рынка, а новой формы, итерации Левиафана.
Вот Сергей Гайдайчук, основатель и президент CEO Club Ukraine: «Сегодня страна находится в раковых опухолях, в метастазах. На фронте гибнут десятки тысяч людей, а одновременно происходит дерибан из бюджета десятков миллиардов гривен. Может, даже долларов. Когда мы говорим про быстрые экономические решения почти после двух лет войны, то у нас что-то не так».
Справедливая критика системы принятия решений. Дальше – больше: «Я не верю ни в какие косметические реформы, быстрые экономические решения. У нас не такие три фундаментальные вещи. У нас ничего не изменится, пока мы с ними не разберёмся. Первое – это наше государство. Это трактор Т-150. Какие колеса ему ни меняй, какие фары ни ставь, он едет и за собой оставляет руины.
Наше государство создано сталинским режимом в XX веке. Контролировать, подавлять – это её. Она такой остаётся. Сколько реформаторов туда ни идёт, какие изменения они ни делают, а сталинская машина едет. Её нужно выкинуть.
Второе. Экономическая политика. Мы реформируем то вправо, то влево. То назад, то вперёд. Посмотрите, какая у нас страна. Нас Бог наделил талантами. Украинцы – самая талантливая нация в мире. Мы процветаем по всей планете.
Весь мир знает Украину. У нас правильный бренд. Был. Теперь он разрушается. Поговорите сегодня с инвесторами, политиками в Европе. Первый вопрос – коррупция. То, что создавали десятки тысяч людей, которые создавали бренд «Украина», сегодня разрушает коррупция.
Третье. Почти весь западный блок, который производит почти 40% ВВП, готов быть нашим партнёром, делать инвестиции, привозить технологии. Мы весь потенциал сливаем».
Казалось бы, вот-вот прозвучит системное предложение о переходе в режим экономической свободы, но случился удивительный зигзаг. «У нас много мифов. Например, я слышал выступление одного из министров в Верховной Раде. Он сказал, что верит в невидимую руку рынка, в идеи Адама Смита, и мы будем строить такую экономику. Я у него спрашиваю: «А ты читал Адама Смита?» Он ответил, что не читал. «А в какой стране мира его идеи работают?» – Ни в одной. Это теория.
Есть Дуглас Норт, нобелевский лауреат в экономике. Он написал крутую работу «Насилие и социальные порядки». В научном сообществе не реформаторов, а учёных она считается книгой №1 по созданию страны. Все исследования доказывают, что самые богатые страны мира, самые динамичные страны мира – это страны с большим государством. Но большая, с точки зрения профессионалов, которые работают на общество. Не с точки зрения распределения бюджета или приватизации.
Суть не в том, сколько чиновников, а какое ДНК этого государства, на кого она работает. Нам как минимум надо больше читать. Тогда у нас будут более качественные дискуссии».
Вот, действительно, читать надо уметь. Тезис «самые богатые страны мира, самые динамичные страны мира – это страны с большим государством» – откровенный фейк, как и то, по каким теоретическим моделям делали реформы в переходных и транзитивных странах. Вероятно, это просто каша в голове от слишком несистемного чтения или просто халтурного реферирования.
Игорь Тынный, основатель и совладелец энергетического холдинга «Гидроэнергоинвест-Акванова» абсолютно прав: «Я считаю, что наша страна заражена социализмом. Она заражена ментами и большим государством. Нам надо его уменьшить – и тогда заживём… Если количество чиновников уменьшится в два раза, никто этого и не заметит». Это к функционалу государства и его сути.
А вот характеристика государства-собственника и менеджера: «Слышу я, что создаётся фонд фондов. Все стратегические предприятия будут в одном холдинге. За последние 30 лет назовите мне хотя бы одно государственное предприятие, которое было бы эффективным более трёх лет. Таких нет. Государственные предприятия бесперспективны. Только частные имеют будущее».
А вот конкретный случай реального отношения государства к внутреннему инвестору: «Несколько месяцев назад выкупил через Prozorro объект. Следующий шаг – оформление земли. Это занимает 14 месяцев. Неужели так сложно продавать объекты сразу с землёй? Я про это лет 20 говорю».
А это аргумент для тех, кто считает, что государство должно быть производителем вооружения и товаров для ВСУ: «Что такое казённые предприятия в Украине? Рассказывайте мне, что угодно, про эффективность государства. Если на десятом году войны – она началась в 2014-м – мы не можем производить сраный патрон 5,45 мм, многие солдаты на фронте жалуются, что половина автоматов не стреляет – нет патронов – то на этом можно поставить точку. Я предлагаю вообще отказаться от идеи создания крупных государственных корпораций, монополий и т.д. Нам нужно меньше государства. Дальше мы справимся. Это самое неотложное дело последние 30 лет».
Вывод вполне себе оптимистичен: «Таким образом, спасение нашей страны – это не перезагрузка государства, а тотальное его сокращение и уменьшение во всех проявлениях. Если в государственном секторе будет работать 6–7% населения (сегодня почти 50%), тогда будет быстрый экономический рост».
На Форуме верен себе был основатель «Новой почты» Владимир Поперешнюк: «Если мы ставим такую задачу возвращения к довоенному деловому климату, а это 110-е место в Индексе экономической свободы, то это ошибка… Бизнес-климат сегодня не соответствует тем вызовам, с которыми столкнулась страна, в том числе в военной сфере».
Основатель «Новой почты» напомнил участникам Форума, что дело не в мелочёвке и текучке. Нужны системные рыночные реформы: «Я 25 лет предприниматель. Я никогда не видел благоприятных условий для бизнеса в стране».
Выступление Дмитрия Олейника, председателя Совета Федерации работодателей Украины, также прозвучало как своеобразный крик о помощи. Проблема о наличие прибыли у производителей оружия и военных товаров – это игнорирование научных основ предпринимательства.
О проблеме знали очень давно. Тогда президент дал две недели на её решение. Прошло четыре месяца. «И вот результат: выемка документов и блокировка работы предприятий, которые производят вооружение, осуществляют снабжение ВСУ. Это частичный ответ на вопрос, как живёт бизнес в нашем государстве», – возмущается Дмитрий Олейник.
О взаимоотношениях бизнеса и власти от Дмитрия Олейника прозвучала быль, почти анекдот: «Сидим мы в компании и начинаем меряться количеством уголовных дел, заблокированных счетов. Один говорит: «Два уголовных дела. Три месяца счёт заблокирован». Другой говорит: «У меня 32 уголовных дела».
«Мы – нищеброды»
Бизнесы инициировали движение в защиту 42-й статьи Конституции. Она гласит: «Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещённую законом. Предпринимательская деятельность депутатов, должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничивается законом. Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности».
И вот реальность от Дмитрия Олейника и его коллег, решивших обсудить свою инициативу по защите Конституции с представителями власти.
Они встретились и вот что заметили: «Мы посмотрели на их машины, здания и поняли, что мы нищеброды. А вот они предприниматели. Те, которые с погонами».