В развитие темы прогнозов параметра ВВП в различных странах мира от Международного валютного фонда, напоминающих чисто макроэкономическую футурологию или, проще говоря, тотализатор и казино в одном флаконе, приукрашенные инструментами высшей математики и эконометрического моделирования, оценим точность прогнозов Фонда по инфляции. С такой же строгостью, как мы оцениваем другие явления и параметры.
Например, вы в конце года планируете делать ремонт в квартире. Встречаетесь со строителями, описываете фронт работы. Вам называют цену: условно – $5000. Вы соглашаетесь. Ремонт идёт. К концу строители говорят: «Наш прогноз оказался несколько неточным. На самом деле смета ремонта – $15 000».
Или вот такая ситуация. Человек заболел. Пришёл к врачу. Тот осмотрел. Сделали анализы. Поставил диагноз и говорит: «Лечение продлится шесть месяцев. На лекарства и реабилитацию понадобится $500».
Пациент соглашается. Проходит полгода. Врач заявляет: «Мы уточнили прогноз. Лечение будет два года и потребует $2000».
Многие из нас сталкивались с такой ситуацией. Дорожная авария. Нужен ремонт. Оценка на СТО – $2000, и всё будет в порядке в течение недели. Через неделю вы приходите, а вам выписывают счёт в $6000 и говорят, что автомобиль будет готов через три месяца.
В каждом из этих случаях есть одно однозначное решение, которое примет нормальный здравомыслящий человек. Он никогда больше не будет обращаться к таким строителям, врачам и автомеханикам.
Посмотрим, как ведут себя центральные банки, экономисты-прогнозисты и футурологи в отношении инфляции. Этот показатель важен для планирования экономической деятельности, для формирования цен, для выбора между сбережением и инвестированием, между разными инструментами сбережения. Инфляция учитывается, когда люди принимают решение по организации бизнеса.
В XXI веке сторонники госмонополии на деньги, превращения их в бездонную бочку ресурсов для правительств убеждали, что инфляция раз и навсегда побеждена.
Они не только объявили самый успешный монетарный уклад человечества – золотой стандарт – пережитком прошлого. Они категорически отвергли базовое положение количественной теории денег, о взаимосвязи их количества и динамике цен, занявшись методологическим шулерством.
В ход пошли формулы и функции, мультипликаторы и акселераторы, эконометрическое моделирование и макроэкономическое агрегирование. Классические определения поменяли. Функции денег расширились. Монетарная политика слилась с фискальной.
Денежные фантики заполнили все рынки. Настоящие учёные предупреждали, что это добром не кончится. Однако сторонники узаконенного фальшивомонетничества были непреклонны. Инфляции нет и не будет. У государства всё под контролем. Бразды быстрого роста и устойчивого развитие – в надёжных руках ответственных полисимейкеров и их профессиональных консультантов-технократов.
Бен Бернанке, председатель Федеральной резервной системы США в 2006-14гг.
И вот пришла инфляция. Накрыла большинство стран мира. А что учёные-теоретики, что правительства? Бен Бернанке (на фото), Джанет Йеллен, Джером Пауэлл, Жан-Клод Трише, Марио Драги, Кристин Лагард – как ФРС/ЕЦБ авангард?
Что МВФ, Всемирный банк, ООН, ОЭСР и сеть международных консалтинговых организаций, плотно подсевших на потоки от государства? Они посыпают голову пеплом и каются? Обещают глубокую ревизию своих методологий? Принимают на себя обязательства переосмыслить суть агрегатов макроэкономических моделей, а также природу денег? Совсем нет.
Они обещали инфляцию только 6–9 месяцев. Она должна была иметь транзитивный характер. По факту они запустили её как минимум на четыре года. Это не эксцесс исполнителя. Это грубая ошибка в теории денег, кредита и бизнес-циклов.