СКАНДИНАВСКИЙ КУЛЬБИТ. Взлёт и падение шведского социализма

В конце июля 2023г. шведский историк и экономист Йохан Норберг опубликовал очередную книгу «Мираж шведского социализма. Экономическая история государства всеобщего благосостояния» («The Mirage of Swedish Socialism. The Economic History of a Welfare State»). «НДГ» предлагает читателям краткое изложение главных тезисов, фактов и выводов шведского учёного.

Имидж, созданный на основе развития этой страны в течение примерно 20 лет (1970-80-е), прочно стал пропагандистским штампом. В этот период Швеция действительно двигалась к социализму (высокие налоги, госрасходы, государство – собственник бизнеса и всеохватывающее регулирование). Статистика уверенно показывает, что именно в этот период она отставала от развитых стран.

Усилилась культура получения всевозможных плюшек от государства, ослаб дух предпринимательства, ускорился отток человеческого капитала. Самые успешные шведские компании (IKEA, Tetra Pak) ушли из страны. Закончилось все большой экономической бедой: высокий дефицит бюджета и разбалансированные финансы, заоблачный уровень инфляции, девальвация национальной валюты и накопление долгов.

20 лет фискальной безответственности, Большого государства и игнорирования законов экономики – достаточно длительный период, чтобы разрушить или серьёзно подорвать здоровье даже самой процветающей страны.

Заметим, что примерно в это же время по пути расширения социалистических практик шла Новая Зеландия. Она обанкротилась примерно на 5 лет раньше Швеции. И тоже извлекла уроки и на протяжении следующих 20–25 лет, успешно реализовывая либеральную повестку дня, в истинном смысле этого слова.

В начале 1990-х мы все были поглощены развалом СССР. Нам было не до шведов. А ведь там как раз разгорался экономический кризис. Именно там надо было искать ответы на вопросы, какую модель, способ трансформации выбрать.

Представляете, что для достижения макроэкономической стабилизации Центральный банк Швеции вынужден был, пусть и на короткий промежуток времени, повысить процентную ставку до 500% годовых. Вследствие банкротств предприятий резко увеличилась безработица.

В духе национального единства и ответственности основные политические партии Швеции решили вернуться к доброй старой модели экономической свободы. Произошло дерегулирование экономики, снижение налогов (ликвидация налога на богатство, подарки и наследство), сокращение госрасходов и принятие жёсткого плана по выходу их долговой ловушки, а также приватизация, в том числе пенсионной системы. Но обо всём по порядку.

Швеция – ломка имиджа

Против имиджа Швеции как социалистической страны категорически выступают сами шведы. В своей длительной истории Швеция львиную часть времени была свободной рыночной страной. Потому была успешной.

В 1840г. она провела радикальную либерализацию и обеспечила себе быстрый экономический рост. В начале 1950-х была четвёртой в списке самых богатых стран мира. При этом она была одной из самых свободных. Размер госрасходов составлял менее 20% ВВП. Другие западноевропейские страны имели бóльший размер государства. Налоги в Швеции в середине XX века были даже ниже, чем в США.

В 1840–1870гг. Швеция закрепила правовые гарантии частной собственности, включая полное право владеть, делить, продавать, покупать землю. Были упразднены регуляторные барьеры в лесной и металлургической промышленности. Ликвидированы гильдии. Каждый швед получил право свободно заниматься бизнесом.

В 1848г. был принят закон о компаниях с ограниченной ответственностью. Старая банковская система была разрушена, создана новая, со свободным режимом установления процентных ставок.

В 1865г. подписано международное соглашение о свободной торговле с Францией и Британией.

Свобода слова и религии, права женщинам владеть собственностью, получать образование – всё это Швеция получила во второй половине XIX века.

В 1860г. были упразднены ограничения на внутреннее перемещение людей. Одновременно был принял либеральный миграционный режим. Вначале около 1 млн. шведов уехали в Америку, но потом многие возвращались с идеями, деньгами и опытом работы.

В 1820г. ВВП на душу населения Швеции был более чем в два раза меньше британского. К 1950г. Швеция и Британия были на одном уровне, а в 1970-м Швеция превосходила по этому параметру Британию на 20%.

В 1870-1910гг. шведская экономика росла почти так же быстро, как американская: среднегодовые темпы роста в 1,7% против 1,9%. Реальные зарплаты росли ещё большими темпами, на 2,8% в год. Для сравнения: в США, Британии, Франции и Германии было 1,1%. Природные ресурсы привлекали капитал со всего мира. При этом вплоть до 1930г. госрасходы не превышали 10% ВВП.

В 1950г. Швеция входила в тройку самых свободных стран западного мира (вслед за США и Швейцарией). Госрасходы были меньше 20% ВВП, гораздо ниже, чем в Британии, Франции и Западной Германии.

Предельная ставка налога на доходы в Швеции была на 20 п.п. ниже, чем в США. Иными словами, как пишет Йохан Норберг, «Швеция была богатейшей, самой здоровой и успешной страной в истории человечества». Это было до начала превращения свободно-рыночной Швеции в государство всеобщего благосостояния (welfare state).

Провальный социалистический эксперимент

После 100 лет экономического, социального успеха Швеция принимала прекрасно работающую экономику, как что-то само собой разумеющееся.

Шведские элиты расслабились, потому как упустили из виду критически важную аксиому «Свобода не свободна». За свободу нужно платить, прежде всего, в виде производства знаний и формирования ценности людей (информационная поддержка).

Призывы забирать и распределять звучали всё громче. Появились щедрые госпрограммы. Халява засасывала страну в воронку кризисных дисбалансов.

С 1965 по 1985г. госрасходы увеличились более чем в два раза, с 25,4 до 58,5% ВВП. Основные новые статьи расходов – здравоохранение, детские пособия, пенсии и жилищная поддержка.

Предельная ставка налога на работников выросла с менее 40% в 1960г. до более 60% в 1980г. Для управляющих компаний ставка составляла более 70%.

Налоги на зарплату выросли с 12,5% в 1970г. до 36,7% в 1979г. В 1980-х ставка подоходного налога для юрлица приблизилась к 60%.

Помимо фискальной нагрузки, резко выросла регуляторная нагрузка. В 1970г. Швеция ввела систему регулирования цен. Было ужесточено регулирование рынка труда. В условиях нефтяного кризиса 1970-х шведы в пылу социалистического эксперимента увеличили расходы на рабочую силу на 40% за 1975-76гг.

Результат был предсказуемым – резкий рост производственных издержек, что ударило под дых шведской промышленности и экспорту. В 1974 -77гг. производство стали сократилось на 30%, кораблестроение – наполовину, а лёгкая и добывающая секторы промышленности оказались в коме.

Шведские власти спасали предприятия дотациями и субсидиями, чтобы сохранить занятость. Это длилось с 1976г. по 1982г.

В повестке дня появилась «экстренная промышленная политика», предполагавшая предоставление бизнесу иммунитета от банкротства за счёт налогоплательщиков.

В 1977г. кораблестроение было практически национализировано. То же самое случилось со сталелитейной промышленностью.

А вот что происходило со шведской кроной. Она была привязана к немецкой марке, а потом к европейскому экю. В 1976г. состоялась девальвация на 3%, в 1977г. – на 6% и потом на 10%.

В 1981г. пришла ещё одна девальвация – на 10%. В 1982г. после прихода к власти социал-демократов последовала ещё одна девальвация – на 16%.

Эти решения во многом были следствием давления профсоюзов повышать зарплату. Девальвация временно помогала отдельным экспортёрам, но не могла решить структурные проблемы экономики. В 1970-90гг. доля Швеции в экспорте в страны ОЭСР сократилась на 30%.

К концу 1980-х резко обострились проблемы на рынке труда. Несмотря на то, что население страны увеличилось на 1,5 млн., с 1950 по 1990г. в частном секторе не было создано ни одного «чистого» рабочего места (баланс созданных и ликвидированных). Зато существенно увеличилась занятость в госсекторе.

С 1970 по 1987г. правительство ни разу не смогло сбалансировать госбюджет. Он хронически был дефицитным. В результате госдолг вырос с 18% ВВП в 1970г. до более 70% в 1985г.

Именно в период всеохватывающего государственного интервенционизма Швеция отставала от развитых страна по разным параметрам индустриализации. Уровень инвестиций снизился с 1 п.п. выше стран ОЭСР до нескольких процентных пунктов ниже.

Производительность труда в период 1960-70гг. увеличивалась на 4,6% в год. В 1970-90гг., когда государство решило помочь экономике, этот показатель снизился до 2% в год. В этот период в странах ОЭСР производительность труда росла на 3,2% в год.

В 1970г. ВВП на душу населения Швеции был на 25% выше уровня Западной Европы. В 1980г. он был только на14% выше, а в начале 1990-х Швеция уже была позади.

Экономическая политика Швеции успешно выдавливала из страны лидеров бизнеса, звёзд спорта и музыки. В 1973г. глава IKEA Ингвар Кампрад переехал в Нидерланды. В 1981г. Tetra Pak переехала в Швейцарию. Фредерик Люндберг, один из самых богатых шведов, уехал из страны в 1985г.

Теннисист Бьорн Борг, лидер мирового горнолыжного спорта Ингемар Стенмарк, великий кинорежиссёр Ингмар Бергман – все они покинули Швецию. Астрид Лингрен, всемирно известная детская писательница, жаловалась, что в один из налоговых периодов её заставили заплатить 102% полученного дохода.

Уравниловка через запредельные ставки подоходных налогов толкала страну к кризису.

В начале 1990-х нельзя было не признать провал шведского социалистического эксперимента. Для выхода из кризиса страна обратилась к тем инструментам и институтам, которые обеспечили её процветание в прошлом.

Сокращение госрасходов, уменьшение социальных выплат, в том числе пособий по безработице, продажа госпредприятий, ликвидация государственных фондов – классическая либеральная повестка дня.

Впервые были разрешены частное радио и ТВ-вещание. Через глубокое дерегулирование прошли телеком, энергетика, внутренняя авиация и железная дорога. Были ликвидированы остатки государственного ценового контроля, за исключением печально известного контроля над ставками аренды жилья.

В 1992г. была запущена революционная для того времени ваучерная система в среднем образовании. Появились частные альтернативы для государственных детских садов и домов престарелых.

В 1994г. стартовала приватизация пенсионной системы. Да, госрасходы в Швеции остаются на очень высоком уровне. Вред от этого нейтрализуется очень высоким качеством институтов госуправления, макроэкономической политики, правовой системой и очень качественным бизнес-климатом.

Шведские уроки

  1. Швеция стала одной из самых богатых и успешных стран в мире из-за долгосрочной (~100 лет) приверженности теории и практике свободы, правовым институтам капитализма. Экономическая наука и история не знают ни одного странового примера, когда бы богатство и процветание были бы обеспечены социалистическими институтами и методами.
  2. Швеция выбрала модель предпринимательского роста и малое государство (до 20% ВВП) именно потому, что была бедной, разобранной и кризисной. Единственный известный науке и истории способ – Швеция это подтверждает – повысить качество жизни, социальные стандарты в долгосрочной перспективе – сделать ставку на капитализм и свободу.
  3. Долгосрочный успех для бедной, разобранной, разорванной внутренними распрями страны возможен только на основе широкого идейного консенсуса экономических, политических, культурных и интеллектуальных элит. Фундамент такого единения – политическая, личная, гражданская и экономическая свобода как единое целое.
  4. Чем больше размер государства, чем шире полномочия/дискреция чиновника, чем меньше частной собственности в стране, чем глубже укоренены в обществе идеи уравниловки, иждивенчества и боготворения государства, тем ниже шансы у 97% населения страны на благополучную, счастливую жизнь.
  5. Критически важно нейтрализовать свои фобии, страхи, пробелы в знаниях, дефекты логики (безопасность, бедность, безработица, болезнь, бесполезность) не путём отключения мозга (алкоголь, наркотики, социальный эскейпизм, слепая вера в мемы, пантчлайны, заголовки, твиты, картинки, мнения идеологов/пропагандистов на ТВ или Youtube). Единственный известный человечеству способ получения знаний, объективной информации – чтение.

Книги, доклады, научные статьи, аналитические записки, исторические обзоры, интервью с авторитетными учёными/экспертами – вот путь к просвещению, к детоксикации своего сознания от лжи/штампов типа «шведский социализм» или «социализм сделал Швецию богатой». 

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.