БИЗНЕС НА ЧЕМОДАНАХ. Уроки релокации бизнеса по-украински

«Релокация» – модный в последние годы термин: столкнувшись по месту прописки с внешними вызовами (санкции, война, пандемия, социальное неблагополучие и т.п.) бизнес собирает чемоданы и перебирается туда, где этих вызовов нет. После чего перестает быть интересен обществу и СМИ – им важен сам факт релокации, а дальше хоть трава не расти.

Однако релокация – не только решение проблем, но и сами проблемы, свидетельствует обнародованное в августе 2023г. Центром общественной экспертизы (Киев) и Center for International Private Enterprise (CIPE) исследование «Уроки релокации: вызовы и потребности бизнеса во время войны».

Авторы исследования в течение мая-июня 2023г. проанализировали бизнесы Львовской, Ивано-Франковской и Винницкой областей (самые популярные конечные точки релокации внутри Украины) и дополнительно провели онлайн-опрос без привязки к региону. Источниками информации стали индивидуальные экспертные интервью и фокус-группы, местные госпрограммы, донорские международные программы, программы технической помощи.

А что случилось?

В 2022г. украинский бизнес пережил сильнейший шок. Он попал в ситуацию форс-мажора, системного разрыва экономических связей и институционального потрясения.

Единственно правильный способ помочь производителям товаров и услуг в этой ситуации – радикально изменить суть налоговой и регуляторной политики, радикально снизить транзакционные издержки, чтобы не лишать бизнес необходимого для работы оборотного капитала.

 Понятное дело, системного, адекватного сложившейся ситуации подхода к бизнесу правительство Украины не выработало.

Сегодня власти Украины практически полностью перевели деловой климат в довоенный режим, державшийся на двух столпах – олигархате и схематозе. Война усугубила паралич экономического роста токсичной комбинацией налоговой и регуляторной удавок.

Резко сократился спрос внутреннего рынка. Были разрушены логистические цепочки. В значительной части заблокированы платежи за границу. Все эти вызовы могут убить даже стабильно работающий нерелоцированный бизнес, тем более тот, который вынужден был спасаться от боевых действий.

Итак, основные вызовы для релоцированного бизнеса, считают авторы исследования «Уроки релокации», таковы:

1)   разрушение или повреждение активов;

2)   утрата и исчерпание финансовых и иных ресурсов;

3)   нарушение бизнес-связей и усложнение логистики;

4)   утрата документов, баз данных и иной информации;

5)   дефицит квалифицированных кадров, эмиграция, мобилизация мужчин;

6)   проблемы в отношениях с коммерческими банками;

7)   неумышленное невыполнение контрактов, потеря традиционных рынков;

8)   сокращение внутреннего потребления, уменьшение объёма продаж;

9)   сложность адаптации к новым условиям и новым рынкам;

10)  отсутствие сфокусированной и своевременной господдержки.

Чем лечиться будем?

Гораздо интереснее вопрос, как преодолевать все эти негативные стороны релокации. По мнению авторов исследования, к перемещённому бизнесу должны были применяться простые правила для выживания и поддержки перезагрузки:

– нулевой режим налогообложения;

– нулевой режим регулирования;

– никаких проверок, отчётов, требований контрольных органов;

– безвозмездное предоставление земли, недвижимости (в стране тысячи госпредприятий, которые из года в год генерируют убытки);

– бесплатное подключение (за счёт местных бюджетов) ко всем необходимым сетям;

– заморозка всех требований банков к перемещённым предприятиям (режим банкротства);

– оказание за счёт местных бюджетов/ресурсов международных организаций консалтинговой, управленческой поддержки.

Почему правительство Украины во главе с Денисом Шмыгалем не выполнило ни одного пункта из этого длинного списка? С политической точки зрения эти чудесные люди просто сидят на чемоданах, доедая собственную страну и тоже готовясь к неизбежной релокации.

На уровне же административном ситуация обусловлена следующими факторами:

– непризнание военного положения как форс-мажора;

– непредоставление особого правового статуса для бизнесов, работавших на уже неподконтрольных центральной власти территориях или в зоне боевых действий;

– отсутствие порядка фиксации убытков, потерь из-за военных действий и вынужденного перемещения;

– действие режима обязательного предоставления отчётности;

– неупрощенные административные процедуры, связанные с релокацией;

– нелиберализированное трудовое законодательство (невозможно формально уволить работников, оптимизировать кадровую политику);

– включение перемещённых предприятий в перечень рискованных плательщиков налогов.

С таким правовым режимом чудо, что кто-то из релокантов вообще возобновил работу в областях, менее подверженных военным угрозам.

Что на местах?

Ясно, что в данной ситуации большая ответственность лежит на местных властях. Процесс децентрализации в Украине формально начался: деньги на местном уровне появились (их объём во время войны даже увеличился). Но инициировать законодательные изменения для облегчения релокации и сохранения потенциала бизнеса то ли духу, то ли знаний не хватило. Основные проблемы компаний-релокантов в плане доступа к ресурсам, по версии исследования, таковы:

– отказ коммерческих банков реструктурировать кредиты перемещённого бизнеса (проблему должен был решить Кабмин по представлению Минфина и требованию Верховной Рады);

– невозможность получения новых кредитов из-за утраты залогового имущества, высоких рисков для коммерческих банков (Нацбанк должен бы впустить на рынок деньги, которые из-за жёсткого регулирования ходят в «серой» сфере; нужно было резко ослабить вожжи контроля и надзора, легализовать мультивалютность, перестроить страховые механизмы);

– игнорирование коммерческими банками права перемещённого бизнеса на получение отсрочки по обслуживанию кредитов. Нацбанк, Кабмин, Минфин увлеклись распределением иностранной помощи. Про национального производителя-релоканта они забыли. Местные органы власти могли бы потребовать изменения режима работы банковской и финансовой системы, но не сделали этого;

– отсутствие доступных альтернативных источников для пополнения оборотного капитала, возобновления и развития производства;

– сложность условий, формы и порядка подачи заявок для получения грантов от донорских организаций (прямое следствие недоверия национальных органов и международных организаций к бизнесу);

– завышенные, нереалистичные условия предоставления грантов и отсутствие постоянного финансирования грантовых программ. Правительство и Верховная Рада при консалтинговой поддержке МВФ воспроизводят экономическую политику довоенного времени, игнорируя реалии. Международные организации не адаптировали свои требования к украинским грантополучателям. Деньги не доходят до нуждающихся, а концентрируются в руках инсайдеров международных грантовых проектов;

– нереалистичность и неэффективность госпрограмм стимулирования занятости. В форс-мажорных обстоятельствах стоило бы отменить Трудовой кодекс, перейти в режим полной свободы отношений между работодателями и работниками. Однако правительство сохранило тот рынок труда, на котором выгоднее работать в тени, что и делает примерно половина украинцев.

Спасти остатки экономики

На основании исследования «Уроки релокации» команда экспертов сформулировала следующие рекомендации властям Украины:

– предоставление особого статуса бизнесам, зарегистрированным на неподконтрольных центральной власти территориях или в зоне военных действий;

– принятие механизма и порядка фиксации затрат и убытков;

– освобождение от ответственности за непредоставление обязательной отчётности;

– предоставление возможности дистанционного увольнения работников, очутившихся на потерянных территориях или в зоне военных действий;

– урегулирование отношений перемещённого бизнеса, а также бизнеса на возвращенных территориях с коммерческими банками;

– упрощение аренды государственного и коммунального имущества;

– пересмотр оснований для блокировки экспортно-импортных операций;

– создание возможности для бронирования малым и средним бизнесом критически важного персонала;

– упрощение процедур приёма на работу иностранцев.

Будем честны: вряд ли эти рекомендации окажутся приняты к исполнению нынешними украинскими властями. На волне массовой паники в начале 2022г. они выдали на гора несколько достаточно эффективных регуляторных решений, упростивших фискальные и административные правила игры для бизнеса.

Однако сейчас пафос потихоньку сдувается: похоже, нынешние украинские элитарии наиболее озабочены перспективами собственной релокации, нежели спасением экономики – как релоцированной, так и не релоцированной.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.