Пользователи соцсети X раскритиковали президента Украины Владимира Зеленского и главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен за их совместное фото во время встречи в Киеве в начале ноября. «Никакие фотографии не скроют ваших неудач!» - отметили в комментариях. «Зеленский, а ты постирал свою футболку?» - сыронизировал участник дискуссии. «Они специально поддерживают вас в состоянии войны с русскими братьями», - напомнили в беседе.
НЕ ВИДАТЬ КАК СВОИХ УШЕЙ? Украина рвётся в ЕС, что из этого выйдет
Украина получит «зелёный свет» для продолжения евроинтеграции скорее с политической, психологической целью. Президент Владимир Зеленский заявил, что страна ожидает исторического заключения ЕС о выполнении рекомендаций Еврокомиссии. Он также подчеркнул, что Украина готовит дальнейшие шаги в рамках евроинтеграции после данного заключения – законодательную работу, усиление институций государства.
Глава МИДа Дмитрий Кулеба акцентировал, что именно Украина вывела Евросоюз, который отказывался расширяться, из комы.
Между тем как минимум два государства – члена ЕС уже заявили, что будут блокировать евроинтеграцию Украины, если она не выполнит их условий.
Венгрия требует выполнения требований о языке и образовании для национальных меньшинств. Польша – решение проблемы эксгумации останков поляков на украинской территории (жертвы Волынской трагедии, которую поляки называют «Волынской резнёй»). Для издания «Комментарии» эксперты проанализировали данные заявления и европерспективы Украины.
«Это для галочки, для ЕС, для европейских бюрократов?»
Экономист Ярослав Романчук рассуждает так: «Когда страна вступает в ЕС, ей приходится выполнить множество критериев соответствия. И очень легко подобрать что-то, что станет преградой. Особенно когда речь идёт о воюющей стране.
Потому «зелёный свет» для продолжения евроинтеграции даётся скорее с политической, психологической целью. Чтобы поддержать ту же Украину, её народ, высказать восхищение… Думаю, именно такая логика будет у Европейской Комиссии.
Формальных признаков достаточно для того, чтобы сказать – да, Украина может начать процесс вступления в ЕС. Но, когда мы поймём, что «нам не шашечки – а нужно ехать», тогда начнём серьёзнее относиться и к своим институтам, и к необходимости реформирования, и в целом к процессу евроинтеграции.
Зачем мы всё это делаем? Для галочки, для ЕС, для европейских бюрократов? Или для украинцев, которые хотят жить в процветающей Украине? Вернуться сюда. Не уезжать отсюда. Для украинского предпринимателя, производителя, потребителя».
Но, акцентирует эксперт, возникает диссонанс, когда одновременно звучит информация от властей, что страна якобы уже готова стать членом ЕС, что принят ряд фантастических решений в сфере судебной власти, адаптации законодательства к европейскому и так далее. А в реальности Украина находится в конце первой сотни по индексу верховенства права. Во второй сотне по качеству институтов защиты прав собственности. Имеет огромные проблемы с индексом экономической свободы, отвратительную макроэкономическую ситуацию.
«Это некие параллельные миры. Реальный, где предприниматели, производители и потребители Украины с трудом выживают. И мир выполнения неких формальных показателей. Когда украинские и европейские чиновники выступают с позиций номенклатурно-бюрократической отчётности – это одно. А когда до них дойдёт, что нужно реально что-то менять – это совсем другое», – считает Ярослав Романчук.
И напоминает, что в прошлом году украинские Нацбанк и Минфин были признаны лучшими в мире. «Мы понимаем, что это – формальная поддержка. С моей точки зрения – некорректная, даже моральная опасная. Но вот так люди, которые раздают эти награды, решили поощрить украинцев за то, что они не пали духом. Однако не нужно путать туризм с проживанием на том или ином месте! На каких-то заседаниях, во время каких-то обращений те же еврочиновники высказывают Украине всяческую поддержку. А потом идёт целый ряд «но». И выполнение этих «но» важно, прежде всего, для нас самих. Потому что ни система управления, ни система права, ни система налогообложения, ни регуляторка у нас не меняются. По крайней мере, в лучшую сторону», – уточняет экономист.
Судя по тому, продолжает он, как идёт обсуждение необходимых законопроектов, просвета не видно. Косметические правки вносить в закостенелую систему – всё равно что клеить обои в доме с огромными трещинами на стенах и фундаменте, приводит сравнение Романчук. Так ремонт не делается.
«Да, нужно разговаривать с европейскими партнёрами, учиться у них. Но фундамент правового государства, где главные – предприниматель, потребитель, инвестор, а не чиновник-бюрократ, мы должны выстраивать сами. Для многих стран Восточной Европы именно членство в Евросоюзе как стимул стало локомотивом реформ. Европерспективы помогали ломать сопротивление «совка» в Словакии, Венгрии, Польше.
А у нас получается, что процесс вступления в ЕС носит некий карнавальный характер. Но это не карнавал, это – жизнь, это – наше будущее. Это – экономическая свобода, верховенство права, предпринимательская модель», – напоминает эксперт.
Он задаётся следующими вопросами. Что мы сейчас можем предложить ЕС? С чем выйдем на его рынок? «Кроме сырьевого экспорта мы, по большому счёту, и предложить-то ничего не можем, – констатирует собеседник. – А потому нужны кардинальные внутренние изменения. С «совковой» сырьевой структурой мы всегда будем в ЕС занозой для тех, кто уже вошёл туда. У многих стран бывшего социалистического лагеря под 50% экспорта – сельхозпродукция. А тут ещё и мы со своей аграркой! Нам придумают тысячи оговорок – и гуманитарных, и правовых. И придётся искать консенсус. Но прежде всего, важно выполнить домашнюю работу. Те самые реформы, которые мы делаем лишь косметически. Те самые кардинальные структурные перемены, укрепление институций и так далее».
Украине придётся жить по европейским правилам
Глава Украинского аналитического центра, экономист Александр Охрименко не сомневается, что страна станет членом евросообщества. И это, по его мнению, может произойти до 2030г.
«Впрочем, переговоры могут и затянуться. Все претензии, которые нам сейчас выдвигают Польша и Венгрия, – не проблемы. Проблема будет (и Кулеба абсолютно верно на этом акцентировал) в том, что требования к Украине будут постоянно увеличиваться. Особенно когда мы станем ЕС. Надо понимать, что Евросоюз – это махровая бюрократия. Решения самых маленьких проблем затягиваются на годы. Существует чрезмерный контроль со стороны разных стран и органов», – поясняет эксперт.
Польские водители перекрыли три КПП на границе с Украиной
И предупреждает, что те же конфликты, которые наблюдаются в последнее время с Польшей (с аграркой, с перевозчиками), после того как Украина войдёт в ЕС, станут скорее практикой, чем исключением.
«Евросообщество не будет нам что-то давать просто так. Нам всё придётся выгрызать, выбивать, отстаивая национальные интересы, своих производителей, – подчеркивает Охрименко. – Конкуренцию никто не отменял! Нам дадут зайти на огромный европейский рынок – и это очень хорошо. Но конкуренция там невероятно высока. И Украине следует быть готовой сражаться за своё место на этом рынке».
Если Украина станет частью ЕС, для населения существенно увеличатся налоги. Упрощенцев не будет, отмечет эксперт. Кроме того, не будет вольности в стиле «можешь платить за коммуналку (которая, кстати, тоже значительно вырастет), а можешь не платить». Не заплатил? Отключат свет, воду, газ, уверяет Охрименко.
Будет жёсткая система конфискации. Не погасил кредит – выселили из квартиры. «И это надо понимать. И быть к этому готовыми, – говорит эксперт. – Европа – это соблюдение законов. Польша, когда вступала, потеряла упрощенцев, но там и значительно сократилась контрабанда. Жизнь по-европейски – это высокие зарплаты и уровень комфорта, но и высокие цены, налоги, никаких зарплат в конвертах. Плюс – жизнь в долг. Значительная часть европейцев постоянно берёт кредиты».
Не следует забывать и то, продолжает эксперт, что при вступлении в ЕС в Украине увеличиться количество мигрантов. Из Азии, Африки. «И это хорошо! Нам нужны будут рабочие руки, свежая кровь. Именно мигранты помогут создать настоящую украинскую нацию, – считает эксперт. – Без шароварщины и бессмысленных лозунгов о прошлом. Это будет новая украинская нация XXI столетия. Европа – это микс. Смешанные браки, смешанные языки и традиции. И лишь это – путь в будущее, а не в архаику. И Украина, надеюсь, со временем станет такой мультистраной, живущей по европейским правилам».