ПОГРОМ НА ВЗЛЁТНОЙ ПОЛОСЕ. Cтечение обстоятельств либо звоночек о кризисе идентичности в России?

События воскресного штурма аэропорта в Махачкале иллюстрируют глубокие трансформации в постсоветском российском обществе. Исламская солидарность на Кавказе становится сильнее гражданской общероссийской. И этому несколько причин.

Справка «НДГ». Вечером 29 октября в международный аэропорт Махачкалы ворвалась толпа людей. Люди начали собираться у аэропорта (находится примерно в 16 км от Махачкалы и 4,5 км от Каспийска) вечером 29 октября. В 19:00 по местному времени (совпадает с мск) туда прилетел рейс WZ 4728 из Тель-Авива (Бен-Гурион).
Прибывшая к аэропорту толпа людей начала проверять паспорта у людей с целью найти пассажиров, которые прилетели из Израиля.
Впоследствии собравшиеся люди прорвались в здание международного терминала аэропорта и заблокировали его, а потом выбежали на взлётно-посадочную полосу.
Аэропорт был закрыт на вылет и прилёт на фоне «проникновения неизвестных лиц», сообщила Росавиация.
К 22:20 аэродром аэропорта Махачкалы был «освобождён от несанкционированно проникших граждан», заявили в Росавиации.
В результате беспорядков пострадали 20 человек, среди них есть полицейские. Задержаны 60 человек, всего установлены 150 участников беспорядков, сообщили в МВД.

После распада СССР пустующий вакуум идеологий на Ближнем Востоке, Кавказе или экс-РСФСР стали заполнять различные мусульманские течения и школы: от особо неприметных философско-политических до экстремистских и террористических (вспомним хотя бы Ичкерию 1990-х).

В поиске причин несправедливости, общественного кризиса многие остановили свой взор на так называемом «духовном возрождении» исламской идентичности, кто-то увлёкся этнонационализмом в его различных ипостасях (от русской до тюркской или ещё какой-нибудь). Начала происходить фрагментация общественного сознания России.

Построение капитализма с нечеловеческим лицом только создало базу для укрепления атомизации. Россия разных скоростей привела к усилению миграционных потоков не только внутри её, но и привлекла огромное количество переселенцев в Москву и крупные города из Центральной Азии и Закавказья. Нерезиновая Москва растягивалась как только могла.

Мусульманское население обладает куда более высокой фертильностью по сравнению с русскими, что указывает на естественный прирост коренных мусульман. Более того, миграция ещё сильнее стимулирует этот рост, который в процентном соотношении уже меняет ситуацию. Если в 1991г. в РФ проживало менее 14% мусульман, то сейчас уже около 20%

На этом фоне Россия демонстрировала идеологические шарахания между либерализмом, охранительством, национализмом и советской ностальгией. На этом фоне в РФ проходили события на Манежной площади в Москве, в районе Бирюлёво и т.д.

Наметилась акцентуация различных групп на идентичности как первенствующей ценности: «Мы русские, мы татары, мы чеченцы, мы православные, мы мусульмане» – стало иногда доминировать над общегосударственными задачами.

На мой взгляд, это связано с кризисом проекта будущего России, который мог бы снять идентичностные противоречия. Историческая память, традиция – это ретроспективность, которая и призывает людей обратиться к идентичности, поставить её на первое место. Поэтому для части мусульман судьба их единоверцев в Газе стала выше общегражданской солидарности по отношению к эвакуированным из Израиля гражданам России. Поэтому участникам событий на Манежной была ближе борьба с мигрантами. Но то ли ещё может быть.

Мнения колумнистов могут не отражать точку зрения редакции

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.