ГЕГЕМОН И ХУТОР. Есть ли жизнь при охранительстве

Наблюдается интересная дискуссия о белорусской государственной идеологии и её месте в международных процессах, а также о сохранении суверенитета как центрального элемента белорусской идеологии.

Суверенитет

Это не музейный экспонат, а базовый инструмент государства и народа по достижению своих целей.

Поэтому суверенитет не столько надо сохранять, сколько пользоваться им. Нет суверенитета – нет инструмента. Но наличие суверенитета не обязательно приводит к результату, т.к. инструмент может просто быть объектом преклонения, а не использоваться по назначению. И примеров здесь множество.

Поэтому охранительство работает скорее во вред, нежели на пользу. Охранительская трактовка суверенитета показывает скорее незрелость, чем полноценность общества: «У нас имеется суверенитет, больше ничего нет. Отстаньте».

Как можно с такой позицией побуждать общество, особенно его молодую часть, делать что-то полезное и быть патриотом?

Идеология и гегемоны

С одной стороны, идеология должна выполнять роль ценностного и мировоззренческого основания и отвечать на вопрос о прошлом, настоящем и будущем народа. С другой – именно госидеология должна объяснять геополитический выбор страны и ориентировать гражданина в международной ситуации.

Изолировать государственную идеологию Беларуси от мировоззренческих процессов у так называемых гегемонов не получится. И это связано не только с проводимой нами открытой политикой, но также с влиянием на нас идеологических процессов сильных мира сего.

Примеры:

– В ЕС имеется обязательная идеология под названием «европейские ценности». Беларусь подвергается санкциям и ограничениям из-за того, что не выполняет эту идеологию. К примеру, вопросы смертной казни, отношения к ЛГБТ или понимания демократии. И госидеология Беларуси должна давать ключ к пониманию, почему так происходит.

Идеологема «русского мира» для России в последние годы стала одной из центральных. И хотя большинству самих россиян непонятен смысл этого словосочетания, однако оно зачастую играет сложную роль в реакции российской общественности и элит на происходящие у нас и в других странах мира процессы. Игнорировать это, находясь в Союзе с Россией, невозможно.

– Сообщество единой судьбы человечества в КНР с 2012г. стало центральным внешнеполитическим конструктом и стратегией. Оно, по сути, альтернативная модель глобализации. И какое отношение имеет к ней Беларусь, должна объяснять прежде всего госидеология страны. Ведь с КНР у нас самый тесный уровень всепогодного партнёрства. Мы на финишной прямой к членству в ШОС, являемся активными участниками «Пояса и Пути». Поэтому изолировать нашу идеологию от этих процессов нелепо.

Так что госидеология должна объяснять как отношение нашего государства к мировым процессам, так и почему Беларусь находится в том, а не в ином лагере, имеет такой, а не другой геополитический выбор.

В случае же активного участия нашей страны в построении многополярного мира следует разъяснять, почему мы этим занимаемся и какое место хотим занять в этой архитектуре международных отношений.

Можно ли остаться на своём маленьком хуторе? Другие варианты возможны лишь в случае проведения политики изоляционизма или же нейтралитета. Ни первое, ни второе здесь невозможно.

Наше общество не согласится изолироваться и жить в ощетинившемся закрытом государстве. Нейтралитет же Беларуси невозможен априори из-за несогласия с таким статусом как большинства наших граждан, так и сильных мира сего, которые бы могли этот нейтралитет потенциально гарантировать.

Поэтому белорусская государственная идеология должна не только иметь ракурс вовне, но и участвовать в дискуссиях как с партнёрами, так и с оппонентами. В случае же выбранного курса на построение многополярного мира наша идеология должна влиять на его архитектуру и правила игры.

Мнения колумнистов могут не отражать точку зрения редакции

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.