СБОРОЧНЫЙ ЦЕХ ПОЛУЧИЛ СВОЁ. Экспорт Беларуси всё ещё сдерживает санкционные удары

В текущей ситуации основной ставкой в экономической стратегии Беларусь был, есть и, скорее всего, в обозримом будущем останется экспорт. У нас экспортоориентированная экономика, и от структуры и динамики внешней торговли критически зависит внутренний тонус «сборочного цеха» и его перспективы.

В 2021-22г. белорусский экспорт выдержал серию санкционных ударов на европейском направлении и перенаправил товарные потоки на Юг и Восток. Итоги 2023г., безусловно, будут включать ревизию этого поворота и коррекцию экспортной стратегии.

Формально всё остается, как в 2022г., в период экстренного разворота товарных потоков на Восток и Юг. Базовым для экономики Беларуси остается рынок России – и барьеров меньше, и транспортное плечо короче, и спрос на белорусскую продукцию с высокой долей добавленной стоимости (от автопрома до авиапрома) гарантирован.

Однако и внешняя конъюнктура, и политика Центробанка РФ, направленная на ослабление российского рубля (а значит и спроса), выступают естественными ограничителями на этом направлении.

С Юго-Восточной Азией (ЮВА) тоже ситуация понятная: под такого потребителя требуется адаптация предложения к его запросам, большие объемы, снижение логистических издержек, более надежные финансовые каналы и т.п.

Всё это актуализирует освоение дополнительных рынков – пускай более удаленных и небольших по емкости, но перспективных. Где-то далеко на горизонте маячит еще и Африка, но о ней разговор отдельный.

«Чтобы динамика лишь улучшалась»

Эту проблематику внятно и довольно лаконично раскрыл после недавнего совещания у главы государства по экспортной тематике председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков.

Хотя его реплика касается «нефтянки», но в стратегическом разрезе относится и к большинству других отраслей: «Да, имеется определенная положительная динамика. Я бы даже сказал, неплохая динамика. Но глава государства абсолютно четко, ясно дал понять, что нельзя останавливаться, существующие экспортные риски никуда не исчезли. Именно поэтому требуется не удерживать позиции, которых мы достигли, а в первую очередь развивать их и диверсифицировать рынки, не сосредотачиваясь на чем-то одном».

Задачу, поставленную Александром Лукашенко перед флагманами экспортных отраслей, Рыбаков тоже сформулировал исчерпывающим образом – «чтобы в последующем динамика, которая сегодня есть, лишь улучшалась и была стабильна из года в год».

Всё так: потерянные в результате санкций европейские рынки Беларусь осваивала десятилетиями, к тому же они были географически близкими и сравнительно высокомаржинальными. Адаптация к спросу в ЮВА займет годы, к тому же крупнейшая экономика региона – Китай – сейчас обнаруживает признаки замедления.

Белорусский же «сборочный цех» к интенсификации и диверсификации внешней торговли подталкивает традиционный фактор – опережающий по сравнению с экспортом рост импорта за счет сырья и комплектующих. Кардинального пересмотра экспортной стратегии ждать не следует, но потребность в её периодической коррекции очевидна.

Справка «НДГ». По оценке Белстата, в январе-августе 2023г. внешнеторговый оборот товаров РБ составил $54,122 млрд.: экспорт – $25,9 млрд., импорт – $28,22 млрд. Из расчета в текущих ценах оборот внешней торговли товарами оценивается статистическим ведомством к уровню января-августа 2022г. в 114,8%, экспорт – в 108,4%, в импорт – 121,4%.

«Экспорт и импорт сбалансированы»

В этой связи имеет смысл еще раз обратиться к традиционному и во всех смыслах ключевому для Беларуси рынку РФ.

Вице-премьер правительства России Алексей Оверчук 29 сентября на заседании Группы высокого уровня Совмина Союзного государства (СГ) в Могилеве очень высоко оценил итоги внешнеэкономического сотрудничества двух стран в 2022г.: оборот назван «рекордным» и «сбалансированным», партнерство Беларуси и России – «стратегическим».

Справка «НДГ». По данным правительства РФ, в 2022г. внешнеторговый оборот РФ и РБ вырос на 13%, составив RUB3,5 трлн. Российский экспорт в РБ достиг RUB1,7 трлн., импорт – RUB1,8 трлн. По данным за 7 месяцев 2023г., за указанный период товарооборот между двумя странами составил RUB2,5 трлн., прибавив 9,9% к показателям аналогичного периода 2022г.: экспорт России в Беларусь оценивается в RUB1,2 трлн., импорт из РБ – в RUB1,3 трлн.

Если отбросить дипломатические словеса про перспективы сотрудничества и нерушимое братство, придется еще раз констатировать очевидное: экономики двух стран при всей диспропорции между их объемами дополняют друг друга и функционируют синхронно. Задача госрегуляторов двух стран – убрать или хотя бы снизить все еще существующие между ними барьеры, тогда и отдача от сотрудничества окажется выше.

С оценками Оверчука хорошо коррелируется очередной прогноз посла РБ в РФ Дмитрия Крутого – о том, что по итогам нынешнего года страны могут выйти на товарооборот $55 млрд. Те, кто следит за экономическими новостями, наверняка помнит: прогнозы Крутого конца прошлого и начала нынешнего года на этот счет вполне сбылись. Что характерно, посол, как и российский вице-премьер, опирается на итоги минувшего года.

Приведем эту цитату полностью: «В условиях санкционного давления прошлый год мы закончили с рекордными показателями – рост товарооборота на 13-14 п.п. За восемь месяцев этого года по товарообороту тоже плюс 13 п.п., или $3,5 млрд. По оценкам экспертов, мы выйдем на общий товарооборот $47-48 млрд. в сфере услуг, которая движется на сегодняшний день более быстрыми темпами благодаря транспортной и строительной отраслям, а также в ИТ-сфере. Там будет $7 млрд. товарооборот. Суммарный объем внешней торговли между нашими странами имеет все признаки выйти на $55 млрд.».

Будучи привилегированным торговым партнером России, наша страна получает возможность маневра товарной массой и сервисными предложениями исходя из внутрироссийской конъюнктуры.

В такой ситуации и угрозу падения товарооборота в одном секторе можно компенсировать наращиванием поставок в другом, и рост взаимной торговли становится устойчивее.

Крутой не стал скрывать, что прогресс во взаимной торговле связан с работой Группы высокого уровня (ГВУ) в последние три года: «За три неполных года мы провели более десятка заседаний, на которых рассмотрено более сотни вопросов. По сути, ГВУ на сегодняшний день – это своеобразный оперативный штаб для снятия многих препятствий на пути развития наших экономик и усиления СГ».

Иными словами, драйвер у белорусско-российского товарооборота – административный: убираем барьеры – получаем рост. Наиболее значимый пример из приведенных Крутым – подписание на Московском финансовом форуме межправительственного соглашения по взаимному признанию банковских гарантий для осуществления государственных муниципальных закупок.

Очевидно, что в таких эксклюзивных форматах Беларусь пока может работать только с Россией. Из этого и вытекает потребность в диверсификации экспорта: не просто приходить на новые рынки, но и предпринимать шаги, повышающие отдачу от их освоения.

close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.