БУТЕРБРОДОВ НА ВСЕХ НЕ ХВАТИТ. Состояние долгов в мире: расплата неизбежна

Международный валютный фонд (МВФ) обновил базу данных по состоянию частных и государственных долгов в мире. В 2022г. объём долгов в мировой экономике сократился на 10 п.п., до 238% ВВП. В долларах США он остался на прежнем уровне – $235 трлн.

Сокращение госдолга замедлилось – в 2022г. снижение произошло до 92% мирового ВВП. Коротким был период, когда власти даже высокоразвитых государств осознали опасность высокой долговой нагрузки. Попробовали снизить дозу, но долговой наркотик оказался слишком сильным для нынешнего поколения дисижнмейкеров. Речь не идёт о мягкой корректировке бюджетной и монетарной политики. На повестке дня – нейтрализация огромных структурных искажений капитала. 

Частный долг (домашние хозяйства, нефинансовый коммерческий сектор) сокращался значительно быстрее. В 2022г. он снизился на 6,4 п.п., до 146% ВВП. Нет сомнений, что корпорации и люди готовятся к режиму «жить по средствам», сокращая долговую уязвимость.

И это явно не конец этого процесса. МВФ предупреждает: «Управление долговой уязвимостью должно быть центральным элементом экономической политики».

Исполнительная власть многих стран почти 20 лет занималась стимулированием самых разных коммерческих проектов, а также потреблением населения. Одновременно были запущены высокозатратные, коммерчески сомнительные проекты в рамках утопической парадигмы устойчивого развития.

Чиновники и их партнёры не морочили себе голову ответственностью и управлением рисками – эту функцию взяло на себя государство.

Длительная работа в условиях моральной угрозы превратило некогда динамичных, сильных рыночных игроков в размазню. Они бы и дальше пребывали в таком состоянии, но их активно начал теснить на мировом рынке Китай.

Вышла из-под контроля инфляция, которая, как заверяли центробанки и их околонаучные консультанты, уже стала историей.

Запузырились самые разные рынки, а под прикрытием тезиса «инновационное развитие» бурным цветом расцвели прожекты с весьма условным контактом с реалиями рыночной экономики.

Бурный рост рынка криптовалют и финтеха также заставил традиционных участников и бенефициаров рынка напрячься.

Долги копились. Пирамиды строились. Риски обострялись. Напряжение в государственных финансах росло. Нервозность банков не удавалось спрятать даже сложными финансовыми инструментами.

Пока не взорвалось. Пока координация центральных банков и правительств стран G7 спасает. Пока удалось списать проблемы на COVID-19, сослаться на войну в Украине. Но сколько верёвочке ни виться, всё равно для всех бутербродов не хватит.

50 лет назад мир ещё помнил золотое правило устойчивых, ответственных финансов «живи по средствам и за свои». Постепенно привычка жить в долг стала экономической модой. Отмашкой монетарного, долгового безрассудства стал окончательный разрыв американского доллара с золотом в начале 1970-х.

Синдикат «исполнительная власть – большой финансовый бизнес» прочно подсел на кредитную иглу. Последние 30+ лет в долговую яму гораздо более высокими темпами вползало Государство. 

За редким исключением, в зоне высокой долговой опасности находится большинство как развитых, так и развивающихся стран. 

Самый излюбленный способ Государства отдавать долги – это включить инфляционный налог. Он действует, если долги номинированы в национальной валюте. Проблема более 100 стран мира в том, что большая часть их долгов в долларах США. Вот почему они требуют от крупнейшей экономки мира не ужесточать монетарную политику (повышать процентную ставку). Правительство демократов Америки было бы не прочь сохранить низкую стоимость кредита, но Федеральная резервная система (ФРС) имеет некий, пусть и усечённый, но независимый статус. Над ней также висит мощное давление общества, которое считает инфляцию самой большой проблемой.

С большим опозданием Европейский Центральный банк (ЕЦБ) тоже ужесточает свою политику. ФРС, ЕЦБ, Банк Англии, Центральный банк Швейцарии вынуждены держать высокую планку процентных ставок, чтобы произошла наконец ликвидация структурных искажений.

Это время очень высокой политической турбулентности. Неизбежно банкротство финансовых и нефинансовых компаний. 

Это потеря сбережений и инвестиций, рост безработицы и падение реальных доходов.

Это глубокая корректировка котировок акций и рынка недвижимости. 

Это невозможность финансировать венчурные, инновационные проекты. 

Это легко предсказуемый рост изоляционизма и жёсткого многоуровневого протекционизма. 

Это увеличение количества конфликтов между развитыми (G7, ОЭСР) и развивающимися странами. 

Это те мощные мировые информационные дизруптеры, которые вполне могут наложиться на войну в Украине. Конца и края которой не видно. Так что мало не покажется всем.

Динамика госдолга в мировой экономике, % ВВП

Динамика совокупного долга в мировой экономике, % ВВП
close

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы получать эксклюзивные материалы и быть в курсе последних событий!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.